Памятник-колонна: архитектурная форма и символическое значение

Испокон веков архитектура несет в себе глубокие символы и идеи, которые пронизывают время и культуру. Поэтому базовые архитектурные формы, на которых зиждется вся последующая история градостроения и монументалистики, не случайны – они наделены особым смыслом, отражающим мировоззрение и идеалы человечества. Так, например, колонна, один из древнейших архитектурных элементов, несет в себе мощную символику, ассоциируясь с поддержкой и стойкостью.
История и символизм колонны как архитектурного элемента
Первые колонны, фрагменты которых сохранились до наших дней, появились в Древнем Египте. Вертикальные памятники-обелиски долины Нила – одни из самых загадочных и впечатляющих архитектурных достижений древности. Изготовленные из цельного камня, чаще всего из гранита, эти мощные монолиты возвышаются в небо, олицетворяя собой могущество и вечность.
Египетские обелиски были посвящены богу Солнца Ра и символизировали лучи света, исходящие от восходящего светила. Их вертикальная форма и заостренный верх напоминают солнечный луч, что делает обелиск проводником между Землей и Небом, между человеком и божеством. Еще один важный аспект символики египетских обелисков – это их устойчивость и прочность. Возвышаясь на значительную высоту, они демонстрируют не только архитектурное мастерство древних египтян, но и их стремление создать что-то такое, что будет существовать вопреки времени, утверждая из рода в род величие богов и фараонов. Обелиски устанавливали перед входом в храмы, где они выступали в роли своего рода стражей, обеспечивая символическую защиту священного пространства. Также обелиски устанавливали в память о военных победах и значимых вехах правления фараонов. На их поверхности высекались иероглифические надписи, повествующие о событиях, людях и их божественных заступниках.
Сегодня древнеегипетские обелиски можно увидеть по всему миру – от родных берегов Нила до Рима и Нью-Йорка. Они продолжают восхищать своей эстетической красотой и глубиной символизма, напоминая об ушедшей великой цивилизации, которая смогла выразить свое стремление к вечности, мудрости и свету через камень, оставив после себя не просто монументы, но настоящие непреходящие символы культурного наследия человечества.
Как и обелиск, колонна олицетворяет собой идею мировой оси, которая удерживает небо и связывает его с землей. Также колонна символизирует Древо жизни, стабильность и прочное состояние. Примеры колонн, ставших историческими и культурными символами, встречаются во множестве цивилизаций. Это и колонна Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками, и колонна Марка Аврелия, возведенная между 176 и 192 годами в память о Маркоманской войне. Они не просто рассказывают историю военных побед, но и служат напоминанием о величии человеческого духа.
В этом же ряду – знаменитая Александровская колонна (Александрийский столп) на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, воздвигнутая в честь победы Александра I над Наполеоном. Для русских людей она по сей день служит символом национальной гордости и славы.
Резюмируя эти примеры можно сказать, что колонна – это некий вневременной символом вечности, памяти и уважения. Памятники в виде колонн не просто отсылают нас к архитектурным традициям прошлого, они подчеркивают признание глубокой связи человека со временем, историей и культурой. Воплощение же колонны в современной архитектуре надгробных памятников свидетельствует о желании сохранить святость памяти, отдать дань уважения предкам.
Колонна как одна из популярных форм надгробных памятников
Исторические корни традиции возводить колонны в память об умерших уходят вглубь веков, о чем свидетельствуют многочисленные архитектурные памятники, сохранившиеся до наших дней. По сути, это один из самых выразительных символов памяти и уважения к ушедшим.
Одним из ярких примеров архитектурного решения надгробия в виде колонны является памятник на могиле Августина Бетанкура в некрополе Александро-Невской лавры: изящная чугунная колонна увенчана урной-вазоном, который расположен на постаменте в виде античного жертвенника, декорированного акротериями, круглыми медальонами, опущенными факелами и гирляндами. Примечательно, что автором проекта этого надгробия выступил протеже Бетанкура, его младший талантливый современник Огюст Монферран, в тесном содружестве с которым Августин Бетанкур работал над строительством Исаакиевского собора.
Еще один классический пример памятника-колонны можно увидеть на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. Это надгробие на могиле пионера отечественной авиации и первого летчика, погибшего в авиакатастрофе, Льва Мациевича. Высокая колонна, символизирующая стремление к небесам, выполнена из темно-розового полированного гранита по проекту академика архитектуры И.А. Фомина.
В этих примерах, как и во многих других, колонна выступает не только как архитектурный элемент, но и как мощный символ вечности и стойкости памяти.
Обращение к форме колонны в архитектуре надгробных памятников свидетельствует о стремлении человечества через зримый образ выразить свое отношение к вечным вопросам бытия, уважение к прошлому и желание сохранить память о значимых людях для будущих поколений. Такие памятники становятся свидетельством не только высокого мастерства архитекторов, но и глубокого уважения к ушедшим и их вкладу в культурное и историческое наследие.
Современное переосмысление форм и пропорций
Черпая вдохновение в богатом историческом и культурном наследии Санкт-Петербурга, архитекторы и скульпторы архитектурного бюро «Тектоника» не только отдают дань уважения классическим образам, но и стремятся активно взаимодействовать с мировым архитектурным наследием, переосмыслять его и адаптировать под современные запросы, вкусы и потребности.
При создании памятников-колонн мы каждый раз ищем новаторское решение форм и пропорций. Так, в проекте кенотафа в память о представителях рода Николя нам хотелось сделать что-то необычное – в архаическом дорическом стиле.
Если мы обратимся к истории архаической греческой архитектуры, углубимся вглубь веков, то увидим, что первые греческие храмы были совершенно другими, чем мы их сейчас себе представляем. Они не были такими пропорциональными, как классический Парфенон, их пропорции были более тяжелыми. Именно на эти исторические примеры мы и ориентировались: на архитектуру Пестума, Агригентума и Селинунта (все эти древние города находились на территории современной Италии).
Пестумскую архитектуру очень любил французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон, работавший в России (1760-1813). Это прослеживается в его проектах – в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова и в Мавзолее супругу-благодетелю в Павловском парке. Он активно использовал те же не совсем канонические пропорции и явно черпал вдохновение не в Парфеноне, играя с пропорциями, соотношением фуста к капители и диаметра колонны к высоте. Эстетика его капителей – ионический киматий с орнаментальным мотивом в виде яйцеобразных выпуклостей – тоже восходит своими корнями к архаической архитектуре Древней Греции.
Эту игру с пропорциями подхватили и архитекторы эпохи модерна. Они часто «сдавливали» и гипертрофировали классические формы, используя это как интересный и необычный прием. Многие из них свободно творили, лишь слегка опираясь на каноны.
Уже упомянутый нами архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936) также использовал игру с пропорциями в интерьере особняка С.С. Абамелек-Лазарева на Мойке, недалеко от Дворцовой площади (сейчас в нем находится Министерство физкультуры и спорта Санкт-Петербурга). В вестибюле этого дома мы можем увидеть достаточно приплюснутые дорические колонны. Пропорции могут быть разные, но по стилю и композиции этот выбор всегда не случаен.
Архитектура «Тектоники» – это непрерывный диалог между прошлым и будущим. Каждый наш проект, вбирая в себя культурные традиции становится настоящим произведением искусства. Мы открыты к сотрудничеству с людьми, которым близка наша эстетика и философия, и также, как и нам важно глубокое погружение в историческое и культурное наследие в воплощении памятных надгробных сооружений.
Made on
Tilda