При создании подобного архитектурно-художественного произведения, автору проекта нужно погрузиться в историю человека, которому этот памятник будет посвящен. Исследовать, кем он был, чем занимался, откуда он родом, какие у него корни. И затем через силуэт, пропорции, материалы отобразить образ этого человека.
Когда к нам, в архитектурное бюро «Тектоника», обращаются заказчики памятника, то как правило это родственники. Именно они в первую очередь знакомят нас с личностью человека, рассказывают чем он занимался, показывают фотографии из семейного архива.
Также мы просим заказчика показать примеры памятников, которые ему нравятся. Ведь у каждого в культурном багаже есть то, что близко. Бывает, что заказчик полностью доверяет все решение архитекторам, но такое бывает реже. В основном у заказчика уже есть какая-то опорная точка, и с этого мы начинаем диалог.
После этого начинается осмысление того, каким может быть образ памятника этому человеку. Образ этот может родиться как быстро, так и потребовать времени. Мы рисуем множество разных вариантов, в поиске того образа, который бы соответствовал конкретной личности.
Чтобы раскрыть образ человека, надо не только разобраться в том, чем он занимался, но и понимать контекст, культурную среду, в которой он существовал. Европа, Париж – это один контекст. Россия — совершенно другой, и этот контекст достаточно глубокий.
Чтобы понять и прочитать памятник, посвященный какой-то известной личности, мы должны тоже быть достаточно эрудированными, просвещенными людьми. Если это музыкант, то надо понимать время, в которое он творил. Только когда мы это понимаем, мы можем создать квинтэссенцию, тот тонкий образ, который будет в совокупности передавать его личность не только через музыку, но и через призму времени, в котором он жил.
То же самое справедливо и в отношении врача, ведь он тоже жил в определенном историческом периоде, который влиял на формирование его личности, и мы должны это отразить.
И здесь мы находимся в диалоге с заказчиками. Как архитектурной студии, нам не близки буквальные, шаблонные, лежащие на поверхности решения. К нам обращаются тогда, когда нужно создать что-то особенное, наполненное глубиной и смыслом.
За внешне простым архитектурным образом может стоять большая многомесячная работа. Именно благодаря ей форма становится очень выразительной в своей простоте. Простоте, которая наполнена смыслом. Вы начинаете всматриваться в пропорции, материал, в вырубленные в камне тексты и эта пространственная организация, заставляет остановиться и задуматься.