Эта мемориальная доска размером 70 на 80 см – первый авторский проект Кирилла Яковлева. Лаконичная и сдержанная, она выдержана в стиле российской военной атрибуции XIX века. В качестве украшений выступают небольшой греческий православный крест, вписанный в круг, и тонкая фаска по периметру. Дополняют композицию латунные шляпки креплений, количество которых в данном случае несет особый символизм.
За четырьмя именами, перечисленными без указания фамилий, степени родства и дат, стоит величайшая трагедия Российского Императорского дома, ставшая завершающим звеном в уничтожении членов династии Романовых – в январе 1919 года на территории Петропавловской крепости по решению революционного трибунала были расстреляны ближайшие родственники последнего императора, один из которых доводился Николаю II родным, а трое двоюродными дядями.
Георгий Михайлович, Дмитрий Константинович и Павел Александрович были причислены Русской Православной Церковью к лику святых в составе Собора новомучеников. Великий князь Николай Михайлович не удостоился такой чести из-за своих антимонархических воззрений.
Доска была установлена в честь 85-летия этого скорбного события.
Материалы: каррарский мрамор, сусальное золото Срок реализации проекта: 5 месяцев
Проект мемориальной доски А.Н. Воронихину
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Денис Горбачев
Проект мемориальной доски Андрею Никифоровичу Воронихину разработан в честь двухсотлетия Казанского собора, архитектором которого он был. За основу композиции были взяты резные фасады этого величественного здания, а в качестве материала планировалось использовать тот же пудожский камень, которым они облицованы. За кажущейся простотой этой мемориальной доски стоит кропотливая работа по поиску нужных пропорций и компоновке аутентичного шрифта, использованного самим Воронихиным.
Материалы: пудожский камень Срок реализации проекта: 5 месяцев
Мемориальная доска В.М. Угрюмову
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Дмитрий Липовцев Скульптор: Елена Максимова
Мемориальная доска выдающемуся русскому нейрохирургу Вениамину Михайловичу Угрюмову установлена на фасаде Санкт-Петербургского Института нейрохирургии мозга.
Бюст-барельеф, которому скульптору удалось придать поразительное портретное сходство, изготовлен в технике гальванопластики с травлением, также как и плашки с объемными буквами имени и фамилии, утопленные в массив доски. Глубокий антрацитовый оттенок букв гармонично перекликается с фактурой кузнечного гранита, который был выбран из-за присущих этому сорту контрастных градаций темно-серого и розового цветов.
Доска выполнена в строгом классическом стиле в лучших традициях советского периода.
Материалы: кузнечный гранит, гальваника Срок реализации проекта: 5 месяцев
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Жанна Будникова, Полина Аксютина Скульптор: Андрей Гордеев
Было бы ошибкой полагать, что создание семейных некрополей характерно сегодня лишь для крупных городов. Пример тому – проект, разработанный в нашем бюро совместно со скульптором Андреем Гордеевым и реализованный более чем в 300 км от Петербурга: в деревне Пидьма, раскинувшейся на берегу величественной реки Свирь.
На старинном кладбище этого много повидавшего на своем веку селения по желанию заказчика мы создали художественно и композиционно оформленный фамильный некрополь его рода, издавна жившего на этой земле.
ХХ век оставил свой негативный след в сохранении памяти и этой семьи: многие захоронения предков заказчика были утрачены, а уцелевшие надгробия с разной степени повреждениями оказались разбросанными по кладбищу.
По нашему проекту сохранившиеся плиты с именами были перенесены на один соответствующе оформленный участок, в центре которого установлена скульптурная композиция. Она представляет собой массивный камень, на котором установлен крест, высеченный из мансуровского гранита, с Распятием на мозаичном фоне.
Также была выполнена дорожка с булыжным мощением, которая ведет к этому некрополю, и проведено благоустройство всего старинного кладбища в Пидьме, в частности, спроектирована металлическая ограда с несколькими калитками.
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Марина Карпова, Егор Юров Памятник А.И. Юрьеву, известному российскому ученому, профессору политической психологии СПГУ, был разработан по заказу его дочери. Она очень хотела отразить в надгробии любовь отца к родной земле и преданность профессии, которой он посвятил всю свою жизнь. Александр Иванович был родом из Петрозаводска, что было обыграно с помощью кровельных гродчатых лемехов, какими традиционно украшались купола церквей Русского Севера – высеченные из гранита, они стали основным элементом декора колонны. Постамент и основание скамейки отсылают нас к скалистому карельскому рельефу. Глубокая вовлеченность в психологию обозначена на фасаде памятника греческой буквой «Пси», символизирующей эту науку. Александр Иванович не был церковным человеком, но несмотря на это было принято решение разместить на капители сдержанную христианскую символику в виде равноконечных крестов. Материалы: полированный и бучардированный каменогорский гранит, габбро диабаз Срок реализации проекта: около года
Надгробия В.Я. и Е.Г. Николя
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Александр Якунин Скульптор: Юлия Гоголь Данный проект представляет собой воссоздание утраченных надгробий супругов Владимира Яковлевича и Елизаветы Григорьевны Николя (родителей известного русского архитектора В.В. Николя) на сохранившемся месте их захоронения. Опираясь на стилистику мемориальных объектов конца XIX века, были разработаны и воплощены два одинаковых памятника из мансуровского гранита. Стелы увенчаны равноконечными греческими крестами, от основания которых, как морские волны, в стороны разбегаются крупные завитки волют. Нижняя часть решена в виде стилизованных саркофагов. Благодаря детальному изучению исторического контекста и тщательной проработке пропорций и элементов, эти надгробия практически невозможно отличить от исторически подлинных. Материалы: мансуровский гранит Срок реализации проекта: около года
Быть похороненным на Никольском кладбище Александро-Невской лавры – большая честь, которой удостаивались знатные дворяне или известные исторические деятели. Этот кенотаф установлен как дань памяти целому роду, внесшему весомый вклад в культуру России. Многие представители фамилии Николя были известными градостроителями, поэтому внешний вид памятника отсылает нас к классической архитектуре Санкт-Петербурга – ростральным колоннам и Александрийскому столпу. Основная часть стилизованной колонны выполнена из красного гранита, контрастная по цвету резная капитель – из архитектурного камня. Колонна установлена на пирамидальный ступенчатый постамент, пространство вокруг которого выложено брусчаткой, что придает завершенность и "устойчивость" всей мемориальной композиции. Материалы: ладожский гранит, архитектурный камень (фибробетон), колотый, бучардированный и лощеный габбро диабаз Срок реализации проекта: 2 года
Надгробие Митрополита Казанского и Татарстанского Феофана
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Алексей Резвый, Алексей Шкотов Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан погребен за алтарем собора Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Чтимый и уважаемый при жизни, владыка упокоился под классическим саркофагом из серо-бежевого гранита. Дополняют архитектурное решение полированный каменный постамент и брусчатка, которой замощена прилегающая территория. На самом саркофаге объемно вырублен классический восьмиконечный православный крест и изображены скрещенные атрибуты архиерейского богослужения – подсвечники дикирий и трикирий. Надписи выполнены стилизованным под старославянский шрифтом и покрыты сусальным золотом. Материалы: гранит Срок реализации проекта: 5 месяцев
Надгробие архитектора М.А. Фёдоровой
Архитекторы: Кирилл Яковлев, архимандрит Александр (Фёдоров), Александр Якунин Скульптор: Олег Шоров
Марина Александровна Фёдорова – мать архимандрита Александра (Фёдорова), наставника и давнего друга Кирилла Яковлева. Всю свою жизнь она проработала архитектором, была заслуженным человеком, поэтому ее профессия отражена в памятной надписи наравне с именем. Сложность этого проекта заключалась в том, чтобы уравновесить за счет композиции небольшую ширину участка захоронения (около 1 метра). К тому же было необходимо оставить возможность сквозного прохода – слева и справа вплотную уже были установлены ограды соседних могил. В итоге практически всю поверхность участка покрыла гранитная отмостка, на которой разместились узкая вертикальная стела, цветник и постамент с фигурой коленопреклоненного Ангела, держащего в своих руках свиток. Акротерий стелы, выдержанной в классическом стиле, увенчан греческим четырехконечным крестом, подножие креста украшено изящными волютами. Внутрь вписан православный восьмиконечный крест. Скульптура Ангела выполнена в стилистике модерна, что просматривается не только во внешнем облике посланника Божия и чертах его лица, но и в асимметрии крыльев и нарочитой небрежности их проработки – кое-где скульптор как бы случайно оставил следы резца. Свое воздействие на общее впечатление от этого надгробия оказывает и использование различных технологий обработки камня. Сама стела, цветник и постамент скульптуры отполированы, на внутренней части креста применено вощение, Ангел местами отшлифован, а местами камень на его крыльях не обработан вовсе. Всё это – художественные приемы, которые были тщательно разработаны на этапе проектирования и умело применены камнерезами мастерской. Стоит отметить, что в это надгробие вложено много ручного труда и оно практически полностью выполнено вручную, в чем и заключается его особая ценность. Материалы: вощеный и полированный мансуровский гранит Срок реализации проекта: 10 месяцев
Это надгробие, как и ряд других, было реализовано мастерской «Тектоника» совместно с архимандритом Александром (Фёдоровым), председателем Санкт-Петербургской Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам. По эскизам Владыки, который сам является не только профессиональным архитектором, но и профессором Академии Художеств, был разработан проект и техническая документация, а затем осуществлен авторский надзор над изготовлением и установкой памятника. Николай Николаевич Баранов (1935-2006) был потомственным архитектором. Его отец, Николай Варфоломеевич Баранов, внес значительный вклад в техническую маскировку Ленинграда во время блокады, в 1948-1949 гг. являлся главным архитектором города. Его предками по материнской линии также были известные градостроители Воронихины и Николя. Николай Николаевич и сам оставил яркий след в архитектурном благоустройстве Северной столицы. Под его руководством в 1960-е годы проходила застройка Западной части Васильевского острова (Морского фасада), в частности, в 1972 году была построена гостиница «Прибалтийская». Как дань памяти и уважения, одной из композиционных составляющих надгробия стал барельеф с величественным фасадом гостиницы «Прибалтийская», высеченный в известняке. На втором барельефе изображен стилизованный православный крест, без которого невозможно представить себе могилу православного человека. Общая стилистика памятника отсылает нас к периоду советского модернизма, на годы которого пришлась самая активная деятельность Н.Н. Баранова. В использованных материалах можно проследить и отсылку к творческому наследию его знаменитого родственника А.Н. Воронихина, руководившего возведением Казанского собора – для основной части памятника использован тот же сорт розового гранита. Материалы: розовый и серый гранит, путилковский известняк Срок реализации проекта: год
Воссоздание надгробия архитектора А.П. Аплаксина
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Жанна Будникова
Андрей Петрович Аплаксин, епархиальный архитектор Санкт-Петербургской епархии, был похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга (а тогда Ленинграда) в 1931 году. Со временем надгробие разрушилось и от первоначальной композиции остался лишь руинированный парапет из серого гранита на красных гранитных ступенях.
В 2012 году было принято решение о воссоздании памятника. К большому сожалению, не сохранилось ни его фотографий, ни чертежей, ни словесных описаний, поэтому при разработке проекта большая часть времени ушла на исследование и погружение в контекст эпохи начала 1930-х – какие материалы и формы тогда использовались, и как могло бы выглядеть надгробие православного человека в разгар построения социализма.
Данное надгробие является объектом культурного наследия, поэтому при работе над эскизом была заказана официальная искусствоведческая справка о захоронениях того времени, благодаря которой удалось провести некоторые стилистические аналогии и выяснить, что для художественных надгробий начала 1930-х годов в СССР был характерен стиль ар-деко, который стал как бы переходным этапом от конструктивизма к неоклассицизму. Простые, крупные рубленые формы, строгая геометрия, минималистичный дизайн – и никакой ярко выраженной религиозной атрибутики.
В итоге на уцелевший парапет был надстроен новый цоколь и возведена тумба-основание, на которую была установлена сужающаяся кверху стела. На лицевой стороне стелы высечен крест, без которого в наши дни немыслима могила христианина. Издалека он не привлекает дополнительного внимания, как это было бы в случае с объемным фигурным Распятием, поэтому вполне вписывается в эстетику исторического периода.
Материалы: бучардированный и полированный мансуровский гранит Срок реализации проекта: год
Надгробие А.А. Снигур
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Марина Карпова, Ярослав Седоплатов
В это скромное строгое надгробие вложены любовь и уважение прихожан храма Святой Екатерины в Академии художеств (Санкт-Петербург) к Анне Александровне Снигур. Долгие годы она была ризничней – заведовала церковной утварью, шила и вышивала облачения и другие предметы религиозного обихода, день за днем даря свое тепло и заботу всем, кто приходил в этот храм.
После кончины Анны Александровны прихожане организовали сбор средств на установку на ее могиле достойного памятника, а о. Александр (Фёдоров) предложил нам взяться за его воплощение.
Именно Владыка предложил идею надгробия, которую мы в итоге и реализовали: композиция представляет собой четырехконечный крест, внутри которого высечен восьмиконечный православный крест, символизирующий победу жизни над смертью. Основание креста украшено классическими завитками-волютами (стоит отметить, что эти архитектурные элементы довольно часто встречаются в архитектуре фасадов, особенно периодов барокко и классицизма). У подножия креста имеется небольшой цветник, окантованный двумя каменными ступенями.
Памятник получился основательным и добротным. Среди других надгробий сельского кладбища он особенно выделяется за счет благородного темно-серого каменогорского гранита, из которого он сделан.
Материалы: каменогорский гранит Срок реализации проекта: около года
Некрополь на Лахтинском кладбище
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Марина Карпова, Ирина Молодкина, Сергей Шкотов, Анастасия Григорьева
Этот частный семейный некрополь занимает участок площадью около шестидесяти квадратных метров и рассчитан на несколько захоронений. Вдохновением для центрального элемента композиции послужила часовня Александра Невского в Летнем саду, разрушенная в революционные годы. Эта аллюзия имеет для заказчицы, выступившей полноправным членом творческой команды, глубокий смысл – часовня была построена на месте покушения на императора Александра Второго, а один из членов семьи, упокоенный в некрополе, был убит. Стилистически весь некрополь восходит к образу этой утраченной часовни. Ограждение спроектировано в стиле ограды Летнего сада, решетка которой считается одной из самых красивых в мире.
Материалы: каменогорский гранит Срок реализации проекта: 2 года
Александр Владимирович Жук был широко известен не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране – за свои заслуги он был удостоен звания народного архитектора СССР. Одним из его учеников был и Кирилл Яковлев, который решил почтить память учителя, разработав проект его надгробия. За основу памятника взят мемориал жертвам революции на Марсовом поле, сооруженный по проекту архитектора Льва Руднева. Здесь также просматривается преемственность поколений – Руднев был педагогом Жука в Академии художеств. Этот проект одновременно прост и монументален: куб из цельного монохромного шлифованного гранита, на одной из сторон которого высечен портрет, а другие отведены под надписи. Гарнитура шрифта, как и оттенок камня, отсылают нас к мемориалу Марсового поля. Материалы: кузнечный гранит или гранит рапакиви Срок реализации проекта: 5 месяцев
Проект памятного знака Великим князьям Романовым
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Дмитрий Липовцев
По своей стилистике этот проект восходит к истории Петропавловской крепости и ее архитектурному решению. Памятный знак высотой около 2,5 метров представляет собой барабан с эмблемами погибших Великих князей. Сверху установлен равноконечный крест с Российским гербом, венчает который корона Российского Императорского дома Романовых.
К сожалению, Ольге Николаевне Куликовской-Романовой, которая принимала активное участие в этом проекте, при жизни не удалось довести его до конца. Но нам хочется верить, что этот памятный знак когда-нибудь займет свое место на территории крепости.
Материалы: гранит, бронза Срок реализации проекта: 5 месяцев
Проект памятника святой мученице Татиане
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Александр Якунин, Ольга Красова, Татьяна Кислых Скульптор: Илья Литвинов Конструктор: Антон Смирнов
Памятник представляет собой бронзовую статую святой Татианы на гранитном постаменте, помещенную в классицистическую экседру, которая ориентирована по сторонам света, что позволяет представить памятник в наиболее выгодном освещении, по возможности избегая затенения от соседних построек. Согласно проекту, железобетонное основание памятника должно быть облицовано плитами красного гранита. Полукупольный свод поддерживают шесть тосканских колонн из стального профиля круглого и квадратного сечения. Пьедестал колонн – монолитный красный гранит, архитектурные детали и профили выполнены с использованием фибробетона. Полукупольный кессонированный свод выполнен из тонкостенного армоцемента на мелком заполнителе, армированном сеткой, и покрыт луженой медью по обрешетке. Венчает сооружение позолоченный православный крест. Участок благоустройства имеет форму круга, по периметру которого планируется установка скамеек, урн и фонарей. Площадку, мощеную тротуарной плиткой, окружат газоны. Очень надеемся, что этот прекрасный проект дождется своего часа и всё-таки будет реализован! Материалы: гранит, фибробетон, армоцемент, медь Срок реализации проекта: год
Проект памятника А. Н. Воронихину у решетки Казанского собора
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Филипп Курков Скульпторы: Юлия Гоголь, Андрей Гордеев Эскиз Этот проект был впервые представлен на Международной научной конференции к 250-летию со дня рождения А.Н. Воронихина, прошедшей в Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина в 2009 году, и высоко оценен председателем Санкт-Петербургской Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архимандритом Александром (Федоровым), который является потомком прославленного архитектора. Андрей Никифорович Воронихин внес неоценимый вклад в архитектурный облик Санкт-Петербурга, и установка памятника в его честь планировалась (и планируется до сих пор) в Воронихинском сквере, расположенном вблизи главного его детища, Казанского собора. В силу ряда причин поиск источников финансирования этого проекта затянулся, но мы не теряем надежды, что он всё-таки будет реализован. Всему свое время. Граничащая со сквером решетка собора, которая также была создана по эскизу Андрея Никифоровича, стала частью общего архитектурного решения. Постамент памятника перекликается с каменными столбами и его пропорции заданы таким образом, чтобы максимально гармонично вписаться в один из пролетов. Зодчий изображен с чертежом в руках – отправной композиционной точкой послужил известный автопортрет Воронихина. "Портретное сходство" имеет даже кресло, в котором он сидит. Уменьшенная модель памятника, выполненная из гипса скульптором Юлией Гоголь, хранилась в Казанском соборе, но, увы, была утрачена. Новая модель, вылепленная из пластилина скульптором Андреем Гордеевым, украшает интерьер нашей мастерской.
Реставрация надгробия А.М. Барановой
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Ярослав Седоплатов, Марина Карпова Скульптор: Андрей Гордеев
Реставрация надгробия Анны Марковны Барановой на Большеохтинском кладбище – это еще один заказ большого друга "Тектоники" отца Александра (Фёдорова). Анна Марковна, бабушка о.Александра, окончила свой земной путь в 1953 году. Памятник на ее могиле был установлен год спустя ее сыном, Николаем Варфоломеевичем Барановым, известным ленинградским архитектором. Цоколь надгробия выполнен из красного гранита, стела – из серого, буквы имени покрыты позолотой. Строго и лаконично, ничего лишнего.
За практически семь десятилетий надгробие покосилось, надпись поблекла, а камень пострадал от воздействия сурового питерского климата. Мы выровняли крен, отшлифовали и обновили надпись. Также о.Александр, будучи глубоко верующим человеком, попросил нас разработать навершие памятника, в котором бы ясно просматривался православный крест, об изображении которого изначально не могло быть и речи. Так появился акротерий из известняка с вписанным в него объемным равноконечным греческим крестом, по центру которого высечен ортодоксальный восьмиконечный крест.
На оборотной стороне навершия размещена развернутая надпись, посвященная сыну Анны Марковны. Ведь во многом именно благодаря ее материнской любви и воспитанию он стал настоящим мэтром своего дела и уважаемым человеком и стойко перенес выпавшие на его долю политические репрессии и гонения.
«Сенью» в мемориальной архитектуре называется своеобразный навес-балдахин над захоронением. Сень служит защитной оградой и одновременно укрывает участок и памятник от опавших листьев, веток, дождя и снега. В данном случае стояла задача вписать кованую решетчатую сень в уже сформировавшийся ландшафт кладбища и разместить ее над историческим надгробием потомков известного российского дворянского рода.
В основании сени был устроен гранитный фундамент, на котором по 4 углам возвышаются прямоугольные постаменты. Стилистика кованых элементов разработана по мотивам римских термальных решеток.
Примечательно, что таких сооружений больше на Северном кладбище нет.
Надгробия В.В. И А.А. Николя, Е.В. Николя-Шефтель и П.А. Всеволожского
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Жанна Будникова, Дмитрий Липовцев
Потомки известного в конце XIX века архитектора Владимира Владимировича Николя (1852-1901), создателя Петербургской консерватории, и его супруги Агнессы Александровны (1856-1921) обратились с просьбой поставить им новые надгробные памятники взамен деревянных крестов, которые на тот момент находись в крайне ветхом состоянии.
По внешнему виду крестов было понятно, что они были установлены значительно позже смерти супругов Николя, однако о том, как изначально были оформлены могилы, никакой информации не сохранилось. Также непосредственно на участке имелось захоронение Елизаветы Владимировны Николя-Шефтель (1893-1959), дочери Владимира Владимировича и Агнессы Александровны, а на примыкающей вниз по склону территории упокоился Петр Александрович Всеволожский (1873-1937), который был супругом другой их дочери, Марии. Их надгробия также подлежали восстановлению.
Архитекторами было разработано лаконичное, но стилистически выверенное решение: надгробия в виде крестов, выполненных из черного габбро-диабаза, с выгравированными портретами и надписями для В.В. и А.А. Николя и П.А. Всеволожского (на данном памятнике вместо портрета изображен фамильный герб Всеволжских), и небольшая надгробная плита из известняка для Е.В. Николя-Шефтель. В этих памятниках отражены традиции мемориальной архитектуры рубежа XIX-XX веков, при этом в пропорциях и в характере обработки камня звучит и современное прочтение.
В рамках благоустройства и создания единого мемориального ансамбля было выполнено мощение основного участка гранитной брусчаткой, возведена небольшая каменная лестница из нескольких ступеней и установлена ограда, рисунок которой по желанию заказчика стилизован под решетку Таврического дворца.
Материалы: габбро-диабаз, известняк, брусчатка
Мемориальный комплекс памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Руководитель авторского коллектива и главный архитектор: Кирилл Яковлев Архитекторы: Жанна Будникова, Дмитрий Липовцев, Татьяна Кислых, Александр Гладких, Елена Йотченко
Поселок Цвылёво расположен в двухстах километрах от Санкт-Петербурга в непосредственной близости от Дороги жизни, по которой в годы Великой Отечественной войны шло обеспечение блокадного Ленинграда. В этих местах велись ожесточенные бои с немецкими и финскими фашистскими войсками, и память о погибших в тех сражениях солдатах, а также об умерших от голода и бомбежек мирных жителях было решено увековечить созданием мемориального комплекса площадью ок. 1,5 гектара.
Комплекс решен как строго симметричная композиция, вписанная в квадрат со стороной ∼40 м. Примечательно, что центром архитектурной композиции, выдержанной в общей классической стилистике советской эпохи, стал православный храм святого великомученика Георгия Победоносца, возведенный по проекту «Тектоники» еще в 2012-2014 годах.
Храм на 80% сложен из старинных дореволюционных кирпичей с кирпичного завода, принадлежавшего купцу Александру Ефремовичу Цвылёву, имя которого носит поселок. Этот кирпич шел на строительство в Тихвин и Петербург, и его легко узнать по именному клейму «Цвылёвъ». Также были использованы кирпичи со старых разрушенных домов в Петербурге, некоторые из них специально вмонтированы так, чтобы клейма оставались на виду (всего старинных кирпичей было собрано около 35 тысяч штук).
Согласно проекту храм не будет оштукатурен – таково его архитектурное решение.
«Церковь построили из старого кирпича еще и потому, что он более прочный, чем современный, – рассказывает Кирилл Яковлев. – И сам по себе старый кирпич очень эстетичен по своей фактуре. Кирпичи имеют разный оттенок, и это добавляет нарядности, живописности фасаду. Поскольку храм посвящен Георгию Победоносцу, покровителю воинов, мы сделали купола в виде шлемов древнерусских витязей, а стены храма напоминают крепостные стены».
Местные жители буквально «по копеечке» собрали деньги на колокола, чтобы их звон каждый раз напоминал о родных и близких, переживших и не переживших войну. В 2015 году в День 70-летия Великой Победы в еще недостроенном храме была совершена первая божественная литургия, колокола освящены и подняты на звонницу.
На одной оси с храмом расположена выложенная тротуарной плиткой площадь Памяти жертвам войны и блокады Ленинграда, где со временем будет установлен величественный гранитный обелиск, окруженный мемориальными плитами.
По одну сторону от площади Памяти расположено Воинское братское захоронение советских солдат и матросов, погибших в годы войны (его территория находится в «клине» между пешеходными дорожками и впоследствии будет огорожена массивными чугунными столбами, соединенными цепями; в центре захоронения планируется установить традиционный памятник советскому солдату в виде коленопреклоненной фигуры в плащ-накидке, с автоматом в правой и шлемом в левой руке, по бокам памятника будут посажены две березы). По другую сторону от площади появится детская площадка в виде деревянной древнерусской крепости.
К симметричному замкнутому комплексу примыкают дом настоятеля храма, спортивная площадка, парковка для посетителей, вертолетная площадка и прогулочная зона Цвылевского пруда.
Мы надеемся, что в скором времени проект будет реализован полностью. В наше время это крайне важно для сохранения народной памяти и формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине.
Памятник основателю поселка Цвылево - А. Е. Цвылеву
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Татьяна Кислых, Дмитрий Липовцев
Обелиск 80-летия со дня Победы в ВОВ 1941-1945 гг.
Архитекторы: Кирилл Яковлев, Татьяна Кислых, Дмитрий Липовцев
Работа с интерьером одного из главных архитектурных памятников России – огромная честь и показатель высокого уровня компетенций и профессионализма нашей мастерской. Мемориальная доска графу Сергею Григорьевичу Строганову, возглавлявшему строительство Казанского собора, выдержана в классической стилистике российской воинской атрибуции XVIII-XIX веков. Комбинация прорисовки шрифта, профилировки рамки, классического древнегреческого орнамента багета и изящных флористических головок шляпок крепления создают полную иллюзию, что это не современный «новодел», а творение как минимум полуторавековой давности. Именно такая задача и стояла перед авторами проекта – дело в том, что на другой стене собора еще до революции была размещена подобная доска, установленная в память об Андрее Никифоровиче Воронихине, главном архитекторе собора.