Подбор материала для надгробия

Когда речь идет об увековечивании памяти выдающихся людей, сыгравших важную роль в общественной жизни, внесших значительный вклад в развитие искусства, культуры, науки или спорта, то встает важный вопрос — какими должны быть материалы посвященных им монументов.
С одной стороны, выбранные материалы должны не только обладать эстетической ценностью, но и устойчиво противостоять времени. В частности, проектируя надгробные памятники, я заранее продумываю, как их поверхность будет патинироваться.
С другой стороны, технический прогресс не только трансформировал характеристики знакомых нам материалов, продлив их «жизнь», улучшая способы обработки и расширив диапазон их применения, но и предоставил архитекторам целую палитру инновационных решений.
В этой статье я коснусь темы применения в малых архитектурных формах разных материалов, с которыми имеет дело архитектор при создании памятников, призванных донести до потомков память о значимых и знаменитых персонах.
От чего зависит выбор материала?
Во-первых, при создании любого мемориального архитектурного произведения, нужно погрузиться в образ человека. Узнать, кем он был, откуда он родом, какие у него корни, чем он занимался, и попытаться через силуэт, пропорции и материалы воссоздать образ этого человека. Для этого мы можем использовать самые разные материалы.

Во-вторых, необходимо учитывать запрос заказчика. В конечном итоге, выбор материалов определяется предпочтениями тех, кто заказывает памятник. Сформировав в самом начале работ техническое задание, наше архитектурное бюро при разработке проекта будет предлагать решения в намеченном стиле: от классического до современного, минималистичного, исполненного в инновационных материалах.

Ну и в-третьих, если мы работаем в исторической среде, мы должны понять, какие материалы характерны для архитектуры этого места, для стилистики зданий, которые окружают. Каждый город и регион имеют свои отличительные черты. Необходимо вычислить тот архитектурный код, который заложен в том числе и в материалах.
Санкт-Петербург, например, отличается от других европейских городов огромным количеством оштукатуренных зданий. Конечно, мы не будем использовать это буквально, мы не делаем оштукатуренные памятники. Однако настроение, цветовая палитра, культурный контекст Петербурга оказывают сущностное влияние в том числе и на надгробные памятники.
Дальше важно говорить о климате, природных и геологических особенностях региона. Что это за место: Юг, средняя полоса России, Север? Вне зависимости от того, будет находиться памятник в городе или за городом, географическая зона окажет влияние на выбор материалов. Мы должны прочувствовать характер места, характер региона через материал. Для каждого региона он свой. Для Петербурга это гранит.

Гранит — мой любимый материал. Ведь, что скрывать, он лучше всего сохраняется в наших широтах. Он лучше всего себя ведет, водоустойчив, не подвержен сколам, не гигроскопичен. Поэтому заказчикам я прежде всего стараюсь предложить уже хорошо проверенные виды гранита.

Конечно, многое зависит и от пожелания заказчика. Поэтому в нашей практике могут встречаться нетрадиционные решения: гранит из далекой Южной Америки или Индии, и такие бывают.

В основном я стараюсь применять карельские граниты, потому что у них более ярко выраженная цветовая гамма и текстура. Уральские граниты, на мой взгляд, серые, блеклые. Карельские на их фоне смотрятся интереснее. Геология цветных гранитов сосредоточена на Балтийском щите. Это вся Ленинградская область до Белого моря.
Ладожский или карельский гранит
Этот камень добывается в Карелии, на берегах Ладожского озера. Один из карьеров по добыче гранита находится недалеко от поселка и станции Кузнечное. Отсюда одно из названий карельского гранита — «кузнечный» гранит.

В Петербурге очень много используют карельские граниты. До революции много камня везли из Финляндии, сейчас — из Карелии и Приладожья.

Благодаря тому, что этого камня довольно много и он очень хорошо поддается гравировке, отличается долговечностью, низким водопоглощением и морозостойкостью, он стал одним из самых популярных материалов для мощения набережных и пристаней, декоративной отделки зданий исторического центра Петербурга, а также и для создания надгробных памятников.
Ладожский гранит имеет порфировидную структуру: крупные, ярко выраженные кристаллы эффектно контрастируют с более мелкозернистым фоном, создавая интересный визуальный эффект. Основной рисунок — пятнисто-полосчатый, с разнообразными вкраплениями. Выделяют два основных оттенка этого камня:

Ладожский розовый
Цветовая гамма включений: от теплых персиковых до глубоких красных и оранжевых тонов. Уникальность его заключается в разнообразии прожилок и вкраплений, придающих камню живость и выразительность. Такой гранит с эффектным черно-серо-розовым рисунком мы использовали в кенотафе в память о представителях рода Николя.
Ладожский серый
Серая вариация ладожского гранита привлекает внимание своей спокойной и сдержанной эстетикой. Характеризуется наличием белых, серых, и черных оттенков, иногда украшенных деликатными розово-белыми включениями, что придает камню дополнительную глубину и сложность. Серый ладожский гранит отличает мелкозернистая структура, которая позволяет добиться высокой степени полировки и блеска, превращая такой гранит в идеальный материал для создания памятников и мемориалов.
Каменногорский гранит
Добывается в городе Каменногорске Ленинградской области, в 130 километрах от Санкт-Петербурга. Камень имеет мелкозернистую структуру, цвет варьируется от темного-серого до серо-розового. Долговечен, морозостоек и отлично поддается полировке. Мы использовали его, в частности, в оформлении некрополя на Лахтинском кладбище.
Мансуровский гранит
Мансуровский гранит добывается в Учалинском районе Башкортостана, недалеко от деревни Мансурово. Этот камень, возрастом около 350 миллионов лет, обладает мелкозернистой структурой с ровным рисунком, иногда присутствуют зеленоватые кристаллы. Известный также как «русский белый», мансуровский гранит широко используется как строительный материал за счет своей доступности.

Мансуровский гранит легко поддается различным видам обработки, включая пиление, полировку и термообработку, что расширяет возможности его использования.
Цвет у камня очень красивый — светло-серый, почти белый. Благодаря цвету и пористой структуре мансуровский гранит издалека похож на известняк.

Помимо всех достоинств у мансуровского гранита есть один нюанс, который обязательно надо знать и учитывать. Он пористый и со временем покрывается патиной с зеленцой. Чтобы этого избежать, необходимо его регулярно чистить и покрывать гидрофобными покрытиями.

Хотя мансуровский гранит, с моей точки зрения, не является оптимальным выбором для изготовления памятников, его можно использовать для благоустройства могил, просто надо учитывать его особенности.

Архитектурное бюро «Тектоника» использовало мансуровский гранит для воссоздания надгробия архитектора А.П. Аплаксина на Смоленском кладбище и для надгробий В. Я. и Е. Г. Николя на Новодевичьем кладбище.
Мрамор
В Европе, на юге Италии, во Франции и особенно в Париже можно увидеть очень большое количество надгробий, выполненных из мрамора. В наших северных широтах мрамор тоже встречается, но, в отличие от надежного и прочного гранита, не так часто, поскольку климат не способствует его долговечности. Этот вид натурального камня очень восприимчив к снегу, холоду и дождям.

Мрамор — прекрасный материал для создания сложных, выразительных скульптур и изысканных декоративных элементов, поскольку он более мягкий и хорошо поддается обработке. Однако срок службы надгробия из мрамора без должного ухода будет короче. Поскольку мрамор — материал пористый, его поверхность необходимо регулярно очищать и покрывать защитными составами.
Габбро-диабаз
Габбро-диабаз — это плотная, темная вулканическая порода, которая отличается высокой прочностью и малой пористостью, что делает ее особенно ценной для использования в строительстве и архитектуре. Этот камень имеет однородную структуру и красивый темный цвет, что предоставляет широкие возможности для его применения как в наружных, так и во внутренних отделочных работах. Благодаря своим физико-механическим свойствам, габбро-диабаз идеально подходит для производства мощильных камней, брусчатки, стеновых и облицовочных материалов, а также памятников и скульптур, обеспечивая долговечность и устойчивость к воздействию атмосферных явлений.

В проектах архитектурного бюро «Тектоника» мы любим эффектно сочетать габбро-диабаз разных фактур. Лощеная, колотая и бучардированная поверхность создает совершенно разный эффект.

Обычно в мастерских, массово производящих памятники, никто не экспериментирует. Всё делается как можно проще и дешевле. Поэтому им удобнее габбро-диабаз просто заполировать. В результате подавляющее большинство памятников на кладбищах выглядят одинаково плоско и скучно: И вертикальная часть, и поребрик — всё полированное.

Никто не думает о сочетании фактур. А между тем опытный архитектор может «вытащить» из габбро-диабаза намного больше. Раскрыть его природную эстетику.
Для этого можно обратиться к историческим реминисценциям. Например, из габбро-диабаза сделана брусчатка на Дворцовой площади. Кстати, нынешнее мощение — «современное». В 1932 году площадь покрыли асфальтом, брусчатку вернули в 1967 году. Многие мостовые Петербурга до революции мостились такой брусчаткой. Она осталась у нас на улице Репина и Тучковом переулке на Васильевском острове. Колотая брусчатка — это историческое покрытие для улиц Петербурга.

Когда мы сочетаем в одном памятнике габбро-диабаз, но в разных фактурах, камень начинает производить впечатляющий эффект. Пример — брусчатка и основание колонны в кенотафе в память о представителях рода Николя.

Кстати, брусчатка из колотого габбро-диабаза — то самое архитектурное решение, которое элегантно соединяет эстетику форму с пользой функции.

Во-первых, фактура брусчатки является связующим элементом всего памятника с основной частью. Так же как в архитектуре зданий, мы не можем поставить дом на фундамент без благоустройства в виде отмостки или каких-то покрытий. Мы приводим всё в порядок, делаем вертикальную планировку. Точно также и памятник в виде малой архитектурной формы должен быть решен комплексно.

Благодаря этому получается достаточно хорошее основание, на котором более выразительно вырисовывается объемная композиция самого памятника.

Во-вторых, брусчатка не дает возможности расти сорнякам. Когда мы делаем цветники, либо засыпку территория памятника, то всё это зарастает и постоянно приходится всё это чистить. Что не очень эстетично. Брусчатка позволяет решить эту проблему. Если швы заделать, то памятник будет в хорошем состоянии практически круглый год.

Путиловский известняк или путиловский камень
Это основной материал, который использовался при строительстве Санкт-Петербурга в XVII- XVIII веках. Из него выполнен фасад и колонны Казанского собора, многие архитектурные постройки Гатчины. Может применяться для создания мемориальных досок или элементов мемориалов и памятников.
Металл
Металл достаточно широко используется при создании надгробных памятников, в частности как элемент ограждений. Хотя, конечно, это дорогой материал и технологии его обработки, литье и ковка, тоже стоят недешево.

Если обратиться к истории и пройти по старинному некрополю Александро-Невской лавры, по Новодевичьему кладбищу, то можно увидеть немало памятников из бронзы. Используется в надгробиях и чугун.

Среди мемориальных проектов архитектурного бюро «Тектоника», выполненных в металле, отметим кованую сень на Северном кладбище в Санкт-Петербурге. Это нестандартный проект. Исторической реминисценцией для кованых элементов послужили элегантные каменные римские решетки, сохранившиеся в римских термах Диоклетиана. Решетка стоит на гранитных постаментах и цоколе.
Фибробетон
Бетон используется в архитектуре еще со времен Римской империи. В Санкт-Петербурге сохранились здания и скульптуры, выполненные из бетона. Первые надгробные памятники из бетона появились еще до революции. Некоторым из них уже больше ста лет, и они по-прежнему довольно хорошо выглядят.

Фибробетон – это особый вид бетона, который укреплен мелкими волокнами из разных материалов, например, стекла, стали или полимеров. Эти добавки делают фибробетон более прочным и устойчивым к трещинам и износу по сравнению с обычным бетоном. Фибробетон широко используется в строительстве для заливки полов, дорог, а также изготовления различных стройматериалов, потому что он лучше выдерживает нагрузки и дольше служит.

Мы обращаемся к этому материалу, когда нужно создать прочное изделие с особой декоративной эстетикой. Так, например из архитектурного бетона выполнена капитель колонны кенотафа в память о представителях рода Николя на Никольское кладбище Санкт-Петербурга в Александро-Невской лавре. Фактура и текстура этого архитектурного камня имитирует известняк, а фуст колонны выполнен из ладожского гранита.
Работа архитектора — это подбор эффектного сочетания материалов
Я люблю играть в материалы. Сочетать разные фактуры, текстуры. Сейчас время, когда все всё сочетают. Не за счет даже деталей, а за счет фактуры и текстуры. Как раньше – делали резьбу и смаковали на этой резьбе. Сейчас дело немножко изменилось. Акцент на интересное сочетание.

Каждый проект — это новая интересная задача. Нужно придумать интересное сочетание материалов, например сочетание гальванопластики с кузнечным гранитом, продумать все фактуры и разработать проект со всеми сечениями, креплениями так, чтобы была гармония и тектоника. Выстроить связь материалов — это задача архитектора.
Made on
Tilda