Семейные захоронения – это история страны

Говоря об авторском подходе в сочетании с бережной трактовкой традиций при создании надгробий, нельзя не упомянуть о памятниках, разработанных архитектурной мастерской «Аппиа» для нескольких представителей разных ветвей одной семьи, чьи имена уже неотделимы от истории Северной столицы. Слово – руководителю бюро Кириллу Яковлеву.

- Можно ли сказать, что в данном случае в реализованных проектах «Аппиа» переплетается не только наследие мемориальной, но и даже городской архитектуры?

- Да. Ведь речь в первую очередь идет о выдающихся зодчих Николае Варфоломеевиче Баранове (занимавшем пост главного архитектора Ленинграда с 1938 по 50-е годы) и его сыне Николае Николаевиче (возглавлявшего в 70-е одну из ведущих в городе архитектурных мастерских).

- Их творчество трудно переоценить?

- Я бы даже сказал – невозможно. К примеру, Баранов-старший не только возвел объекты, ставшие визитными карточками Ленинграда (например, Финляндский вокзал и стадион им. В.И. Ленина, ныне Петровский), но и благодаря ему на берегах Невы сохранилось архитектурное наследие. В том числе, и во время блокады.
Я уже не говорю о том, что именно Николай Варфоломеевич способствовал возвращению более 20 исторических топонимов. И это в 1943 году! Если бы не он, мы, быть может, до сих пор ходили бы не по Дворцовой, а площади Урицкого. И не по Невскому, а по проспекту 25 октября.

- В «Аппиа» были разработаны надгробия и для других членов семьи?

- Мы создали еще ряд памятников: для супруги Николая Варфоломеевича – Анны Николаевны Воронихиной (она была старшим научным сотрудником Эрмитажа), для первой супруги Николая Николаевича – Марины Александровны Федоровой (тоже архитектора, внесшей свой вклад в создание современного облика города), и второй его супруги – Ирины Александровны Богачевой.

- Но даже и это ведь еще не полный перечень?

- Мы также разработали надгробие для Михаила Варфоломеевича Баранова – родного брата Николая Варфоломеевича. И отреставрировали памятник на могиле матери главного архитектора Ленинграда – Анны Марковны Барановой. Можно сказать, что «Аппиа» создала некрополь для этой известной семьи.

- Что же стало главным в поисках образов и идей при разработке надгробий?

- В первую очередь, в желании сохранить историю и память. Скажем, в проекте памятника для Баранова-младшего мы решили отразить и его творчество, и знаменательный факт родословной: по материнской линии он был потомком…Андрея Воронихина!
Поэтому надгробие имеет своеобразную смысловую перекличку с выполненным в стилистике классицизма памятником автору Казанского собора (погребенного в некрополе Александро-Невской Лавры).

- Но ведь это совсем другая эпоха.

- Именно! А так как Николай Николаевич Баранов был ярким представителем советского модернизма, то в надгробии отразились и характерные черты этого архитектурного направления. В основе памятника – квадрат, с наложенными на него двумя барельефами. Один из них горизонтальный (с силуэтом знаменитой гостиницы «Прибалтийская», построенной по проекту Баранова), а другой вертикальный (с изображением стилизованного креста).
Разумеется, сходную концепцию мы использовали и при создании надгробия для Анны Николаевны Воронихиной.

- Сказался ли выбранный творческий поход в выборе материала для памятников?

- Конечно. В качестве основных мы использовали Кузнечный гранит и пудостский камень. Их сочетание характерно для архитектуры Северной столицы. Скажем, именно из такого гранита выполнена знаменитая Александровская колонна и постаменты для очень многих памятников (например, Кутузову, Суворову и Барклаю де Толли). А пудостский камень использовался для создания интерьеров Казанского собора.

- Иными словами, авторский подход к проектам надгробий – это не просто красивая фраза?

- Разумеется. Наша работа складывается из целого комплекса условий и индивидуальных вводных данных. И все это воплощается и в особенностях проектирования, и в выборе материалов, образов и композиции. Как не бывает двух одинаковых людей, так и не может быть одинаковых памятников.
Made on
Tilda