Изображения ангелов: память, надежда и крылья

Наверное, нет в мемориальной архитектуре более образного и волнующего символа, чем изображения крылатых посланников небес.


И это совершенно естественно. Ведь согласно христианской традиции, – а именно она лежит в основе всей нашей культуры, наших представлений, нравственностии морали (как бы не оспаривали это атеисты) – ангелы служат Богу и помогают людям: как живым, так и усопшим.

Именно поэтому небесные вестники (а именно так переводится с греческого слово «ангел») неизменно ассоциируются с добротой, духовной чистотой и смирением.
Впрочем, в мемориальной символике образы ангелов получили более широкие смысловые значения. Например, изображения этих небесных посланников на надгробиях могут означать, что души усопших имеют защитников и молитвенников, которые не оставляют их в ином мире.

Кроме того, ангелы считаются символами любви, которая не прерывается с кончиной, и будет длиться вечно. Они же могут означать невинные души ушедших детей.

Иными словами, изображения небесных вестников являются отражением горечи от утраты, но одновременно несут утешение, веру и надежду.

Но всегда ли изображения этих Божественных посланников (в том числе и скульптурные) имели привычный для нас вид? Оказывается, нет.

И об этом нагляднее всего говорят раннехристианские росписи.

Например, на одной из самых известных фресок в катакомбах Присциллы в Риме, – датируемой второй половиной III века и где запечатлено Благовещение, – облик Архангела Гавриила совершено неотличим от человеческого.

Лишь поистине царский жест (величественно и требовательно протянутая рука) говорит о том, кто явился Деве Марии.
И это вполне обусловлено догматикой той эпохи. Ведь на заре христианства считалось, что крылья – это непременные атрибуты многочисленных языческих божеств.

Кроме того, никто из Евангелистов при описании ангелов не говорит ни слова о крыльях: неземная природа небесных вестников проявлялась, прежде всего, в ослепительном сиянии. Вот, например, как об этом сказано в Евангелии от Марка (16 глава, стих 5), где описывается визит жен-мироносиц к гробу Иисуса Христа: «Войдя в гробницу, они увидели, что справа сидит юноша в белом одеянии, и перепугались».
Изменения в ангельском облике начали появляться только в IV веке, когда христианство «вышло из подполья» и перестало подвергаться гонениям. К этому же времени относится официально установленное почитание ангелов и появление богословских трудов о 9 чинах небесных посланников.

Немаловажно и то, что с развитием того же богословия христианская культура уже безбоязненно стала творчески переосмысливать художественные и философские образы предшествующих эпох.

Так, скажем, многие исследователи считают, что хорошо всем известные в раннехристианские времена изображения античных богинь Ники и Виктории внесли свой «вклад» для нововведений в иконографию. Как, кстати, и купидоны – уже значительно позже, т.е. в эпоху Возрождения –«трансформировались» в представления о детских душах.
В любом случае, к V веку уже никто не мог представить себе ангелов без крыльев. Что хорошо видно опять же на примере Архангела Гавриила, изображенного на фреске римской базилики Санта-Мария-Маджоре.
Ко временам позднего Ренессанса следует отнести и появление скульптурных изображений небесных посланников (разумеется, с крыльями), ставших один из ярких и эффектных элементов архитектурного оформления.

И здесь для иллюстрации опять же не обойтись без Рима. Взять хотя бы знаменитый Мост Святого Ангела, где установлены крылатые фигуры (хотя эта переправа была возведена еще в эпоху язычества и изначально имела совсем другое название).
Разумеется, зодчие и художники не замедлили использовать подобные изображения и для создания памятников. Очень, скажем, свидетельствует надгробие Иларии дель Карретто в кафедральном соборе Святого Мартина в городе Лукка (Тоскана).
И, можно сказать, что тем самым была заложена одна из самых старых и эффектных традиций в мемориальной архитектуре.
Made on
Tilda