ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ В МЕМОРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Отрицать то, что именно православная церковь сформировала основу нашего культурного кода отрицать невозможно. Причем у этого многовекового процесса есть своя начальная точка – Крещение Руси. О том, как христианское мировоззрение определяет и наше знание собственных родовых корней, поговорим с руководителем архитектурного бюро «Аппиа» Кириллом Яковлевым

- В чем же ценность этого духовно-исторического «рубикона» – Крещения Руси?

- В том, что оно не только дало нам понимание нашего бытия и предназначения, но и помог нам обрести нашу память. В первую очередь – память об ушедших предках.
Эпоха до Крещения Руси пребывает для нас под неким сфумато (от итал. «sfumato» - затуманенный, неясный, расплывчатый). Потому что от нее не сохранилось практически никаких материальных следов, в том числе, и захоронений, за исключением отдельных курганов. И это очень важный показатель.

- Но ведь те же курганы все же многое могут рассказать ученым и художникам.

- Да, если мы заглянем в научные исследования, мы что-нибудь сможем почерпнуть для себя о той эпохе. Но это будут академические знания, не «живые» для нас, не связанные конкретно с нами.
Тогда как стоит открыть в архиве любую церковно-приходскую книгу и прочесть записи о прихожанах, допустим, за 1900-й год, и вы сразу ощутите нерв истории, даже если ничего не знаете об этих людях.

- Эти документы ведь не единственные свидетели прошлого?

- Загляните на старинные кладбища. Это тоже потрясающие хранилища памяти. Благодаря им до революции люди помнили и чтили всех своих предков, молились о них, сохраняли их имена, несмотря на протекшие века. И передавали эту память своим потомкам.
Мы вот недавно побывали на старом кладбище в Устюжне. Это потрясающее место: как будто совершили путешествие в прошлое.

- А ведь былое определяет и будущее. Сегодня, к счастью, постепенно возрождается понимание, что мемориальная архитектура – это, своего рода, ценная запись и в родословной семьи, и в истории страны. Но сохранились ли традиции при «оформлении» таких «страниц»?

- Конечно. Православная культура выработала целый пласт традиционных черт, характерных для мемориальной архитектуры. Главным символом, разумеется, является крест. Эта тема, как отражения спасения рода человеческого, используется повсеместно. Причем на наших кладбищах можно встретить самые разные вариации. Допустим, на Севере до сих пор не редко устанавливают кресты с «кровельками».

- Какие символы еще используются?

- Скажем, изображения ангелов. А также голубей, как символического изображения Святого Духа. А вот «просто» птички олицетворяют души умерших. Именно поэтому, кстати, на могилах моряков иногда встречаются изображения чаек. Тогда как образ якоря означает не только профессию усопшего – это древний христианский символ спасения и веры. Так же, между прочим, как и изображения дубовых ветвей.

- Эти христианские символы находят свое отражение в деятельности архитектурного бюро «Аппиа»?

- Разумеется. Ведь наша творческая работа по созданию надгробий и семейных некрополей напрямую связана как с продолжением традиций, так и с сохранением культурного наследия.
При этом речь не идет о каком-то бездумном копировании старинных образцов. В каждом нашем проекте на первом месте стоит авторский подход, позволяющий органично и бережно сочетать современные тенденции и технологии с достоянием христианской мемориальной архитектуры.
Made on
Tilda