КАК СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О СВОЕМ РОДЕ?

Сегодня мало кто задумывается, что надгробия и памятники – это далеко не просто наша воплощенная в камне или металле память о близких, ушедших от нас людях. Тогда как наши предки прекрасно понимали, что мемориальная архитектура – это еще и символ единства рода.
И лучший тому пример – семейные некрополи. Не случайно их так много на старых кладбищах. Ведь эти усыпальницы, по сути, являются настоящими хранителями истории каждой отдельной фамилии. Поэтому для любого члена семьи посещение таких мемориальных мест – это всегда не только возможность вспомнить своих усопших предков и родственников, но и задуматься о своем месте в семейной биографии и о своем долге перед ней.

Более того, значимость семейных усыпальниц сложно переоценить и с точки зрения воспитания подрастающих поколений

Странными и неожиданными эти слова могут показаться только на первый взгляд. Но вряд ли у кого-нибудь повернется язык сказать, что хотел бы пожелать своим наследникам участь «Иванов, не помнящих своего родства». Тогда как посещение семейных усыпальниц наглядно и ярко помогает молодому племени осознать свои корни. А заодно и корни своей страны.

Есть и еще одна важная духовная «функция» семейных усыпальниц – они помогают возрождать и укреплять родственные связи

Можно долго избегать в повседневном бытии встречи со своими «фамильными недругами». Или же просто из-за житейской суеты забывать о других членах своего рода. Но стоит только всем вместе оказаться перед застывшей историей фамилии, и сразу же все недоразумения становятся такими незначительными. Тем более что финал у нас у всех один. Как и принадлежность каждого к своему роду.

Некрополь на Лахтинском кладбище

Именно поэтому одним из важных направлений деятельности «Аппиа» является создание семейных усыпальниц. Тем более что их значение вновь стало переосмысляться сегодня. И вот довольно наглядный пример.
В 2022 году в наше архитектурное бюро обратился заказчик, - представитель одной известной в Петербурге семьи предпринимателей, - который предложил нам разработать проект фамильного некрополя на Лахтинском кладбище в Петербурге.
Тут важно то, что ранее никакого в едином стиле оформленного семейного захоронения там не существовало: фактически были лишь несколько рядом расположенных могил родственников. Но наш заказчик, - назовем ее Еленой,- задумала создать как раз полноценный фамильный некрополь, в котором покоятся не только представители предыдущих поколений ее фамилии (она даже перенесла туда захоронение своего отца), но и где найдут свое последнее пристанище родственники из поколений последующих.
Причем при разработке проекта художественного оформления некрополя мы также руководствовались пожеланиями Елены, которая была вдохновлена обликом знаменитой ограды Летнего Сада. А также фотоизображениями часовни Александра Невского, возведенный в 1867 году возле решетки Сада на месте покушения на императора Александра II (и снесенной после революции как «не представляющую историческую ценность»).
В итоге специалисты нашей архитектурной мастерской «Аппиа» создали уникальную стилизованную кованую ограду (с «невесомыми» ажурными воротами), установленную по периметру семейного некрополя. А в центре участка была возведена часовня, в силуэте которой легко читаются и очертания исчезнувшего памятника архитектуры, и традиции русского храмового зодчества. Кроме того, мы разработали и единый стиль оформления надгробий.

Некрополь в деревне Пидьма

Создание современных семейных некрополей может идти и по пути, который условно стоит назвать «музейным». Пример тому – проект, разработанный в нашей мастерской «Аппиа» и реализованный более чем в 300 км от Петербурга: в деревне Пидьма, раскинувшейся на берегу величественной и неспешной реки Свирь.
На старинном кладбище этого старинного селения по желанию заказчика мы создали художественно и композиционно оформленный фамильный некрополь его рода, издавна жившего на этой земле. Советская эпоха негативно сказалась на материальных свидетельствах прошлого и этой семьи: многие захоронения предков заказчика были утрачены, а уцелевшие надгробия (с разной степени повреждениями) оказались разбросаны по кладбищу.
Согласно нашему проекту, сохранившиеся плиты с именами были перенесены на один –соответствующе и стилистически выверено оформленный – участок, в центре которого на возвышении установлена скульптурная композиция. Она представляет собой массивный камень, на котором установлен крест (высеченный из мансуровского гранита) с цветным мозаичным изображением Распятия.
По нашему проекту была вполнена и дорожка с булыжным мощением, которая ведет к этому некрополю. Более того, мы провели благоустройство всего старинного кладбища в деревне Пидьма, спроектировав, в частности, для него ограду с несколькими калитками.
Made on
Tilda